Концессия — что это такое простыми словами

концессия - что это такое простыми словами

Простыми словами о сложных терминах

С развитием информационно общества и технологий все больше возрастает роль концессии. Концессия включает в себя понятие передачи исключительного права собственника (концендента) концессионеру исключительные права на пользование каким-либо имуществом, природных ресурсов, идей.

Частным случаем концессии является франчайзинг, т. е. передача некого бренда, идеи во временное пользование за арендную плату. Также возможна передача в концессию (приватизация) природных ресурсов.

Какие цели преследует концессионер?

Концессионер стремится получить права на что-то, что может давать ему прибыль в будущем, что на текущий момент он просто не может приобрести в другом виде, в виде его исключительности существования на рынке. Концендент же имеет выгоду в виде разовых платежей (паушальных) либо в виде периодических платежей (роялти) при передаче концессионеру прав, причём концеденту не нужно предпринимать никаких дополнительных действий в виде самостоятельно открытия своих новых отделений.

Таким образом, концессия несёт выгоду обеим сторонам.  Объектами концессий также могут быть критичные объекты. Например: порты, аэродромы, железная дорога, муниципальные сооружения.

Только самые полезные сведения

Обычно договор концессии заключается определённый срок, в течение которого концессионер вправе пользоваться и получать выгоду с объекта концессии.

Типичным примером концессии является сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс», которая приносит доход как непосредственно американской фирме «Макдональдс» (собственника идеи) так и отечественным предпринимателям, зарабатывающим на это том бизнесе — на использовании исключительных прав на этот бренд.

Что такое исключительное право на бренд? Это значит использование лого бренда, формы сотрудников этого бренда получение консультаций по сопровождению и ведений бизнеса, помощь в обучении персонала. Тем не мене, запрещается вносить в изменения в атрибутику бренда и его технологические процессы.

Основные правила

В целом при концессии бренда должны соблюдаться следующие правила:

  • Уровень качества производимой продукции концессионером должен быть не ниже, чем у правообладателя;
  • запрещается вносить изменения в технологию, логотипы и технологии правообладателя;
  • производить услуги в том же объёме и ассортименте что у правообладателя;
  • хранить коммерческую тайну правообладателя;
  • необходимо сообщать потребителям что деятельность ведётся на основе концессионного договора.

Чтобы заключить договор франчайзинга необходимо чтобы у фирмы правообладателя была разрешение на такую деятельность. Проверкой данного пункта занимается ФНС. В договоре концессии указываются реквизиты обеих стороны, а также условия оплаты, сроков заключения договора. Договор должен составляться профессиональными юристами, т. к. в случае претензий у одной или другой стороны это позволит выигрыш процесс в суде.

Кроме того, если договор будет составлен неграмотно, это приведет к аннулированию его юридической силы и признанию данного бизнеса незаконным.

На практике

После истечения срока концессии правообладатель может не продлить контракт с пользователем концессии, если его что-то не устроит. Отказ в продлении приведет к утрачиванию правообладателем возможности заключать подобные договоры c другим лицом в той же местности. Ограничение действует три года.

Что касается концессионных взаимодействий с государством тот тут возможны многочисленные варианты отношений. Так, например, концессионер может взять в концессию еще несуществующий объект госсобственности, обещая построить его за свой счет. Данные отношений регулируются законом «О концессионных соглашениях», по которому концессионер за свои собственные средства может создать либо реставрировать (реконструировать) объект концессионного отношения и получать большую часть прибыли с него после этого.

Концедент в свою очередь может каким-то образом помогать в реконструкции (реставрации) данного объекта и брать определённые обязательства. Концедентом может выступать как Российская Федерация, так и муниципальное образование или субъект Российской Федерации. Концессионером может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В международной практике выделяют несколько типов концессионных соглашений:

  • концессионер производит постройку и эксплуатацию, затем данный объект передаётся государству;
  • концессионер передаёт сразу построенный объект государству, далее объект снова передаётся концессионеру на основе договора концессии,
  • концессионер строит и владеет на основе непосредственного права владения объект, который затем становиться собственностью государства,
  • также государство может продать объект концессии навсегда для дальнейшей модернизации его концессионером для более эффективного функционирования, и множество других вариантов.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Финансы

Деловой мир

Интернет