Эмпатия — что это такое простыми словами

эмпатия - что это такое простыми словами

Что обозначает это слово на простом языке?

Слово эмпатия характеризует сострадание к окружающим, сопереживание их внутреннего состояния. Это необходимое качество для руководителей и специалистов, работа которых связана с общением с людьми.

Как возникает эмпатия?

Значение этого психологического термина — попытка понять состояние другого человека, в тот период, когда он испытывает сильные эмоции. Им может быть реальный человек, персонаж фильма, герой книги. Мы вживаемся в их внутренний мир, становимся одним целым, и начинаем испытывать одинаковые чувства и состояния. Аналогичная ситуация возникает, когда кто-то делится с нами своими тревогами и переживаниями. Вникая в его ситуацию, мы пытаемся понять его позицию, мысленно поставив себя на его место. Эмпатическое качество — умение сопереживать собеседнику, разделяя его мотивы.

Виды эмпатии

Американский психолог Эдвард Титченер одновременно с вводом научного термина, ввел классификацию переживаний эмпатии:

  • Эмоциональная, когда человек переживания партнера ощущает, как собственные.
  • Когнитивная — способность понять собеседника и осознать ситуацию, не испытывая эмоций.
  • Предикативная. В этом случае человек способен предугадать действия и реакцию окружающих на какие-то события. В основе такой способности лежит аналитическое мышление человека, и умение строить логические связи.

Эмпатическими свойствами обладает каждый человек. Способности глубокого сопереживания у всех проявляются по-разному. Для кого-то это будет пониманием переживаний собеседника, но эмоциональный фон его будет меняться незначительно. В другом случае сопереживающий будет полностью погружен в мир чувств и эмоций партнера.

По мнению современных психологов, признаки эмпата можно найти у каждого. По степени и силе сопереживания люди делятся на три типа.

  1. Черствые и равнодушные к тревогам и проблемам, которые не касаются их лично. Они их видят, но не чувствуют и не разделяют как собственные.
  2. Люди с высокой степенью сопереживания к родным и близким, но равнодушные к проблемам остальных людей.
  3. Человек чувствует свое эмоциональное единство с окружающим миром. Его характерные черты, это альтруизм и способность не осуждать людей за их поступки.

Эмпаты и профессиональная деятельность

Для ряда профессий эмпатийность, это очень полезное качество. В их число входит:

  • медицина;
  • менеджмент и деловые отношения;
  • педагогика;
  • изобретательская деятельность.

Врач, обладающий этим качеством, может успешно построить диалог с пациентом. Любой человек интуитивно чувствует, когда ему искренне хотят помочь. Возможность пациента выговориться, дает возможность врачу увидеть полную картину заболевания. Основа деловых отношений и менеджмента, это способность с пониманием и уважением относиться к культурным различиям разных слоев общества и культур.

Весьма забавные выводы о людях

Развитие эмпатических задатков в педагогике позволяет заложить в детях основы милосердия, сопереживания к окружающим. Помогает им адаптироваться в окружающем мире. Для изобретателей и творческих людей метод эмпатии является средством проникнуть в объект исследования, слиться с ним, отождествляя себя и предмет как одно целое.

Как научиться таким чувствам?

По мнению ученых, способность быть эмпатом является врожденным качеством. Ее биологическая особенность, это тревога за близких сородичей, которая помогает выживанию рода. Развитие этой способности позволяет научиться сопереживать и заботиться о тех, кто не входит в число тех, кто нам дорог.

Первые признаки сочувствия и сопереживания появляются у человека уже в раннем возрасте. Воспитывая ребенка, мы позволяем ему испытывать различные состояния — грусть, горе, обиду и другие эмоции. Если научить его распознавать видеть в окружающих чужое горе или неблагополучие, со временем эти полезные навыки будут закреплены в его характере. Для повышения уровня эмпатии у взрослых существуют различные тренинги. При наличии врожденных эмпатических способностей эти тренировки позволяют повысить их уровень и научиться применять это свойство в жизненных ситуациях и профессиональном общении.

Занятия дают возможность отработки новых вариантов поведения в различных ситуациях. Индивидуальные и групповые упражнения позволяют получить опыт обратной связи от окружающих. Проигрываются различные модели жизненных ситуаций с анализом их эмоционального фона. Члены группы учатся понимать чувства и эмоции команды.

Подобные тренинги совершенствуют профессиональные качества у тех, кто планирует в своей деятельности грамотные взаимоотношения с клиентами. Дают хорошую базу подготовки будущим руководителям и менеджерам. Позволяют внести в жизнь атмосферу дружелюбия и доверия.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Финансы

Деловой мир

Интернет