История концессионных соглашений
Концессионное соглашение(от лат. ”concessio”- уступка) — это форма договора, регулирующийся Гражданским кодексом, взаимовыгодного партнерства между частным лицом (концессионер) и государством (концедент). Благодаря которому государство передает часть или весь объем работы частному лицу, с целью эффективного управления государственной собственностью. Вторая сторона взамен получает прибыль и возможность разработать определенные проекты на этой государственной, или муниципальной собственности.
Изначально Государству необходимо реализовать важный проект. Например, строительство дороги, аэропорта, метро, моста и т. д. Но возможности, по большей части из-за нехватки бюджета, у него такой нет. С другой стороны есть инвестор, у которого есть необходимая сумма, и готов в любой момент взяться за проект, реализовать его, но с тем учетом что в дальнейшем он получит за это определенную прибыль, например, установит определенный период времени для эксплуатации объекта на платой основе. На основании договоренности заключается концессионное соглашение, в котором государство на время передает во владение собственность, а частное лицо реализует проект. Прибыль и окупаемость с проекта у инвестора складывается за счет эксплуатации объекта.
Практика концессионного партнерства образовалась в средние века. Впервые концессионное законодательство появилось в Великобритании в 17 веке. Там же произошли наиболее значимые в истории преобразования. В период с 1992 — 2001 правительство реализовало больше 400 проектов и концессионных соглашений. В России история концессии появилась с десятком тысяч железных дорог в начале 20 века. Концессия внесла положительный первый опыт в России, огромный вклад в развитие страны, а вместе с ним и большой доход государству. Неоценимый вклад со временем стал приносить и в развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, возросло число квалифицированной рабочей силы, сократился коэффициент безработицы.
Пример концессионных соглашений
Как пример можно рассмотреть концессионное соглашение, которое состоялось 14 сентября 2016 года. Между ООО «Наро-Фоминская платная дорога» и городом Наро-Фоминск. Проект на исполнении у частного лица ООО «Наро-Фоминская платная дорога» до 2019 года. Договоренность заключалась в передаче проекта частному сектору от муниципалитета на взаимовыгодных условиях. Общая протяженность трассы составляет 2,6 км. По плану проекта предусмотрен путепровод, где он с дорогой соединится. После реализации проекта дорога и дополнительные постройки будут переданы обратно государству. А концессионер сможет платно эксплуатировать его в течение 35 лет, дополнительно выплачивая государству вознаграждение.
Для наглядности указано основное содержание договора. Важный этап сделки — это подготовка соглашения. В соглашении значится условия оплаты, и правила предоставления земельного участка, ее эксплуатации, правила, сроки и обязательства сторон. Описание объекта, его технические и экономические характеристики. Условия пользования, и остальные важные пункты. Прочие существенные условия, определены в федеральном законодательстве.
Существует установленный порядок заключения соглашения — это конкурсная основа. По взаимному добровольному согласию можно вносить дополнительные пункты в типовой договор, не противоречащие законодательству РФ. Пользователь наделен гарантиями и защитой своих интересов в рамках Конституции, международных договоров, ФЗ. Так же, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных государственной, муниципальной,или региональной властью. В следствии не правомерных действий.
Преимущества и недостатки концессионных отношений
Преимущества:
-
Выгодное и эффективное управление государственной собственностью за счет частных лиц;
-
Решаются общественные проблемы, которые государство решить в затруднении, в связи с недостаточным финансированием;
-
Взаимодействие государства и бизнеса;
Недостатки:
-
Очень дорогостоящие отношения, рискованно не окупаемостью.
-
Слишком мало практики и опыта.
-
Прав больше у концендента, конссионер сильно рискует.
-
На время пользования объектом юридическое лицо должно передавать государству вознаграждение (плата может быть в качестве: твердой денежной суммы, доли доходов или передача в собственность имущества)
Концессионное соглашение — вполне выгодный вариант для эффективного развития инфраструктуры страны и создания ее объектов.Выгодно как для государства, частного лица и общества в целом.