Что такое бюрократия на обычном языке
Когда в обыденной жизни мы слышим слово бюрократия, нам представляется бесконечное сидение в очередях ради получения пустяковой справки, волокита и плохая непродуктивная работа органов власти, которые действуют по указке и предписанию свыше.
Мы также подразумеваем под этим понятием группу лиц, облеченных властью, призванных всячески усложнить нам жизнь придирками, копанием в ненужных бумагах и циркулярах. Однако, не бюрократия, как таковая, есть причина подобных неурядиц, а недостатки в выполнении правил работы многих организаций, простой человеческий фактор, размеры самой структуры, безграмотность.
Рассмотрим дословно: бюро — стол плюс — власть. Получается: власть стола или должности. Такая разновидность управления, в основу которого положен подбор чиновников, и есть бюрократия. Это иерархия и подчинение всех элементов центральному. С появлением государства появляется и бюрократия (древневосточные деспотии).
Но ещё в 1990 году Макс Вебер сформулировал определение бюрократии, что можно рассматривать, как полезнейшую вещь для человечества. Автор рассматривал её, как идеал, как модель с определёнными нормативами, которой надо придерживаться:
-
четкое разделение обязанностей чиновников;
-
иерархичность отношений во власти;
-
систематизация инструкций и правил;
-
строгий контроль нижестоящих звеньев стоящими выше;
-
безличный характер отношений в бюрократическом образовании.
Однако, ещё Маркс в своих работах отмечал формирование иерархической бюрократии (1843 г.).
Время и жесткая действительность привели к изменению простого первоначального смысла этого понятия. Конфликты между правящими политиками, исполнителями и нижними слоями, увеличение дистанции управленцев и функционеров, централизация, обеспеченность верхних эшелонов-вот яркие черты бюрократии.
Это способ взаимодействия людей, делающий функцию управления рычагом власти над нижестоящими группами. Например, выполняя функцию распределения, присваивается привилегия распоряжаться некими жизненными ресурсами и плодами чужого труда. Форма управления, где главная власть забирает рычаги и нити влияния, где жизнь регулируется предписанием свыше и называется бюрократией. Можно рассматривать её, как упадок, а управляющий аппарат паразитическим.
Ему свойственны рутинность, равнодушие, неповоротливость. Отрыв от народных масс приводит к ощущению вседозволенности, безответственности. Он делается зачастую рычагом террора.
Небольшой исторический экскурс
Марксисты-ленинцы хотели уничтожить бюрократию. Широкое привлечения народа к управлению, пробуждение активности масс — это те факторы, которые должны были этому способствовать, а революция — сломать старую властную машину. Но искажение идеалов и целей привело к созданию в СССР административно-командной системы.
Народ, практически, был удален от участия появившимся аппаратом бюрократии. Признаки угнетения и террора свидетельствуют о бюрократическом режиме. Тоталитарная система, сложившаяся в союзе не предполагала защиту прав человека, как и всякая бюрократия. Происходит отчуждение власти.
В Западной Европе в практике управления просматриваются черты бюрократии по Веберу. Это классическая бюрократия. Не одно государственно-организованное общество не может существовать без бюрократов. Это профессиональные управленцы, которые сами не создают никаких ценностей. Их назначение-управление государственными делами, выполнение общественно-полезных функций. Такие работники редко используют свои профессиональные знания. Их цель-компетентность управления.
Достоинства такой аппаратной бюрократии:
-
стабильность в управлении-распределение видов работ;
-
стандартизация (снижает возможность ошибок);
-
своевременное обучение сотрудников;
-
формализация, централизация.
Недостатки:
-
бюрократизм, как таковой;
-
слабая мотивация;
-
слабое использование человеческого ресурса;
-
негибкость в критичных ситуациях, возможность неадекватных решений.
Такой вид бюрократии может быть применим в организациях с устойчивой структурой внешней средой.
Бюрократия развивается и изменяется. Используя новые подходы для достижения целей, современные системы менеджмента, ориентируясь на человеческие и этические установки, развитые демократические государства имеют приемлемую систему бюрократии. Поиск равновесия в администрации между профессиональными и политическими сторонами дает оптимальный результат.
Сталкиваясь в повседневной жизни с проявлением бюрократии, мы наблюдаем её «бытовое» отражение. Обвиняем в этом государство и чиновников. Тогда как понятие «бюрократия» гораздо шире и глубже. Оно включает в себя не только негативные аспекты. Без бюрократов (в хорошем смысле этого слова) оказывается трудно жить, руководить и просто двигаться вперед.