Вехи развития инклюзивного образования в нашей стране
В свое огромное количество людей с ограниченными возможностями показали всему миру свой талант и успешность в разных жизненных сферах.
Прикованный к инвалидному креслу Хокинг, незрячий Брайль, глухой композитор Бетховен, летчик Маресьев с ампутированными конечностями – это далеко не полный список людей, которые доказали обществу свою значимость, правда, в зрелом возрасте.
Ребенок с особыми потребностями требует постоянной родительской поддержки.
Подчинить такого ребенка общепринятым правилам поведения в обществе практически невозможно, поэтому системе образования пришлось найти эффективный подход для взаимодействия с такими детьми.
Инклюзивный вид учебы направлен на развитие способностей, необходимых для общения. В основе вида образования лежит подход, основанный на соблюдении права на учебу в обычной школе для всех детей, в т.ч. из социально-уязвимых групп. Участники учебного процесса учатся воспринимать индивидуальные различия своих коллег по учебе как полезные ресурсы, а не проблемы.
Инклюзия исключает потребность специализированных классов в обычной средней школе. Школьники с ОВЗ обучаются со сверстниками с учетом равного потенциала. В последние годы в стране наблюдается рост количества учеников, для которых нужны особые условия для получения образования. Это связанно с увеличением количества нарушениям здоровья женщин при беременности, родовых травм ребенка и других факторов, влияющих на получение детьми инвалидности.
Начало
Практика внедрения инклюзии в отечественное образование берет начало в 1991 году. Московский центр лечебной педагогики совместно с общественными активистами открыли в столице первую инклюзивную школу «Ковчег». Учебное заведение стало одной из передовых экспериментальных площадок государственного проекта по интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Подобные школы были открыты и в других 11 регионах.
Через 10 лет усилиями Министерства образования организовали серию обучающих курсов для педагогических работников. К повышению квалификации привлекались не только преподаватели, но и обслуживающий персонал образовательных учреждений. Профилактические беседы проводились с учащимися детьми во избежание жестокого отношения к «неполноценным» сверстникам.
В 2016 году введен в действие Государственный Стандарт для сферы начального образования. Педагогический и обслуживающий персонал школ должен был обеспечить качественное обучение всех детей с ОВЗ.
Теперь родители могут воспользоваться законным правом на свое усмотрение выбрать место учебы ребенку. В инклюзивном классе обучаются 25 детей, с двумя учениками с ОВЗ. При большем количестве детей-инвалидов рекомендовано снизить количество учащихся в классе.

Основные правила инклюзивного школьного образования:
- Преимущество каждого чада для общества не зависит от его физических способностей и достижений;
- Каждый ребенок должен быть услышанным на равных в школьном коллективе;
- Все преподаватели и дети нуждаются друг в друге;
- Реальное общение участников учебного процесса гарантирует получение подлинного образования;
- Все дети нуждаются в дружественной поддержке ровесников;
- Разнообразное образование о всесторонне развивает подрастающее поколение с ОВЗ.
Дети из разных категорий обучаются вместе
Особый акцент учителя делают на сильные стороны и способности ребенка к учебе. Все учащиеся в инклюзивном классе вместе изучают историю всемирного движения инвалидов. Здоровые дети начинают воспринимать физиологические различия как обычные. Окружающие воспринимают с особой важностью мнение учеников с ОВЗ.
Школьный преподаватель овладевает необходимыми знаниями и навыками. Инклюзивные школы направлены на оценку и создание учебной среды для детей с различными потребностями, привлечение к работе с детьми членов семьи, установление с ними партнерских отношений.
После введения инклюзивного Стандарта ежегодно несколько десятков тысяч российских педагогов посещают обучающие курсы и семинары для повышения квалификации и мастерства в сфере инклюзии. С 2017 года каждый педагог должен соответствовать требованиям официального «Стандарта».
Подготовленный учитель имеет представление об основных возможных видах нарушений психофизического развития школьников. В процессе обучения педагог изучает состояние внимания, утомляемости, темп работы каждого ребенка из класса. Дополнительное обучение обеспечивает получение новых профессиональных компетенций для формирования у детей опыта отношений и адаптации в социуме.