Коносамент - что это простыми словами

Коносамент — что это простыми словами

коносамент - что это простыми словами

Что представляет из себя "Коносамент"?

Коносамент — это ценная бумага, которую перевозчик морского груза выдает собственнику этого груза. Она подтверждает обязательство доставки товара в нужное место согласно договору морской перевозки.

История возникновения коносаментов

Впервые о таких документах историки упоминают в 1248 году. Они составлялись и подписывались собственноручно судовладельцами или капитанами судна и выдавались только отправителям грузов. Позднее в этих документах стали указывать вид и объем груза, его характеристики, наименования портов, где происходили погрузочные работы, пункты выгрузки товара и прочее. Эта сопроводительная характеристика в дальнейшем стала основой грузовых реестров. Правовые нормы для регулирования обращения коносамента в России были законодательно утверждены в 1926 — 1929 гг.

Коносамент — его значение и особенности оформления

Коносамент фактически заменяет товар, который подлежит перевозке. Собственник может распоряжаться своим грузом. Продать или передать в другие руки, просто передавая этот документ покупателю. При необходимости под залог коносамента можно оформить денежный кредит. В соответствии с Гамбургскими правилами коносамент может быть подписан собственноручно или с помощью факсимиле. Также допускаются варианты перфорации, штампов, символов, применение механического или электронного средства в соответствии с законами страны, где происходит оформление ценной бумаги.

В коносаменте содержатся пункты условий контракта на перевозку или имеется ссылка на него. Отдельно отмечается количество и состояние товара. Внешние повреждения груза — наличие дефектов на упаковках или таре фиксируются особой отметкой — “не чистый”. Товарораспорядительный документ оформляют в нескольких экземплярах, один из которых забирает грузоотправитель. Как только груз будет выдан по любому из этих документов, все остальные автоматически теряют силу.

Немного простых советов

Для определения, кто будет грузополучателем предусмотрены три варианта:

  1. Именной. С указанием конкретного лица.
  2. Предъявительский. На предъявителя документа.
  3. Ордерный. С указанием лица, которое прикажет, кому отдать груз. Иногда данный приказ идет от банка.

Преимущество ордерного варианта в том, что, если заказчик по каким-то причинам не может осуществить оплату, есть возможность поменять грузополучателя. Он дает защиту банкам от дополнительных рисков, более удобен и применяется чаще остальных.

Реквизиты, которые потребуются для заполнения

Информация о грузе является обязательной для оформления. Ее отсутствие лишает коносамент права быть ценной бумагой. Грузоотправитель заполняет следующие разделы:

  • местонахождение и наименование отправителя груза;
  • порт, в котором будет произведена выгрузка в соответствии с договором перевозки;
  • данные получателя груза, его адрес;
  • свойства груза и его вес, с указанием количества контейнеров для его перевозки.


По желанию заказчика, коносамент может оформляться, на целую партию контейнеров или на каждый по отдельности. Ко второму случаю прибегают, когда грузополучателю нужно забирать груз из порта по частям. Перевозчик должен будет заполнить пункты о наименовании грузового судна или компании и названии порта погрузки. Указать в каком количестве составлялись оригиналы документа, а также дату и место, где они были составлены. Первоначально составление коносаментов было предназначено только для морских перевозок. В настоящее время этот документ составляют и на транспортировку груза с применением разного транспорта.

Какие существуют виды коносаментов?

  • Линейные. Для рейсов, когда грузоперевозчик идет по строгому расписанию с остановками в указанных портах.
  • Чартерные. По договору заказчик получает для своих грузов либо все судно или часть его помещений на определенный срок. Иногда по договору судно фрахтуют без экипажа.
  • Береговые. Для случаев, когда грузоперевозчик принимает груз на свой склад, который находится на берегу. После погрузки товара на судно, в коносаменте будет сделана соответствующая отметка или он будет заменен на бортовой.
  • Сквозной. Перевозка по морю будет происходить только на определенной части маршрута. Остальную часть пути груз будет перевезен на других видах транспорта.

На что нужно обратить внимание при оформлении груза

  • Проверить все записи о состоянии груза и подсчете общего количества мест.
  • Урегулировать все соглашения по авансированию и окончательной оплате.
  • Проверить соответствие данных коносамента манифесту — списку грузов на судне, предназначенному к выгрузке в определенном порту. Он заполняется на основе коносаментов, составленных для грузоперевозки этим рейсом.

Если Вы столкнулись в своей работе с этим определение, то не лишним будет проконсультироваться с таможенным брокером. У них достаточно опыта в данном вопросе.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Финансы

Деловой мир

Интернет